Описание адаптированных основных общеобразовательных программ |
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих Разработана в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей. Целью реализации АООП НОО МБОУ «СШ 17» для слабовидящих обучающихся является создание условий выполнения требований Стандарта через обеспечение получения качественного начального общего образования слабовидящими обучающимися в одинаковые с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, сроки, которые полностью соответствуют достижениям, требованиям к результатам освоения, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), с учетом особых образовательных потребностей обучающихся данной группы. АООП НОО МБОУ «СШ 17» для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО МБОУ «СШ 17» для слабовидящих обучающихся самостоятельно разработана и утверждена образовательной организацией (далее ОО МБОУ «СШ 17»), осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со Стандартом и с учетом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее АООП НОО МБОУ «СШ 17») для слабовидящих обучающихся. АООП НОО МБОУ «СШ 17» для слабовидящих обучающихся определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. В соответствии со Стандартом АООП НОО МБОУ «СШ 17» для слабовидящих обучающихся включает три варианта программ, различных по уровню сложности и направленности с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся – варианты 4.1, 4.2, 4.3. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития Образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР—обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. МБОУ «СШ №17» является общеобразовательным учреждением, работающим с обучающимися с ЗПР в общеобразовательных классах. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения. АООП НОО обучающихся с ЗПР самостоятельно разработана коллективом МБОУ «СШ №17» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР. Данная образовательная программа разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ЗПР. АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА АООП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с требованиями ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата (вариант 6.1) АООП ООО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) (вариант 6.1) представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с нарушениями НОДА с учетом их особых образовательных потребностей, в том числе обеспечивающая коррекцию нарушений развития, освоивших основные, в том числе адаптированные, общеобразовательные программы начального общего образования, включая варианты 6.1. АООП НОО. Цель реализации АООП ООО для обучающихся с НОДА (вариант 6.1) являются: организация учебного процесса для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО; создание условий для становления и формирования личности обучающегося с учетом имеющихся ограничений в двигательной сфере; организация деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ |
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разработана коллективом МБОУ «СШ №17»в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом(далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)и с учетом ПрАООП НОО обучающихся с ТНР. Данная образовательная программа разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ТНР. АООП НОО обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. |
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (вариант 5.1) разработана коллективом МБОУ «СШ № 17» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ООО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья , федеральной адаптированной основной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) (вариант 5.1) является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений Целями реализации АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) являются: организация учебного процесса для обучающихся с ТНР с учетом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО; создание условий для становления и формирования личности обучающегося; организация деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ТНР. |
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ |
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения ФАООП. Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по варианту АООП УО ОО (вариант 2) - развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. |
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА |
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Цель реализации - формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП. АООП ООО обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. АООП ООО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования. Обучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы развития инвалида и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. |
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с учетом психофизических особенностей обучающихся
АООП ООО обучающихся с учетом психофизических особенностей обучающихся самостоятельно разработана коллективом МБОУ «СШ № 17» в соответствии с основной общеобразовательной программы МБОУ «СШ №17» . Цель реализации - создание условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с учетом их психофизических особенностей. Адаптированная основная общеобразовательная программа учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. В ней отразилась организация работы образовательного учреждения по реализации адаптированных рабочих программ. Данная адаптированная основная общеобразовательная программа содержит стратегию и тактику, присущую в целом образованию детей с ОВЗ, предполагает, что обучающийся с психофизическими особенностями получит образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с психофизическими особенностями является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа педагога и психолога с учетом индивидуальных образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. |
|
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые Федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования. Цель реализации АООП ООО для обучающихся с НОДА - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости. АООП ООО адресована обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых образовательных потребностей. АООП ООО (требования к которой установлены действующим ФГОС), поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении ООП ООО. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. |
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся – это общеобразовательная программа, адаптированная для обучения слабослышащих и позднооглохших детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Цель реализации программы - формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, формирование и развитие социальной (жизненной) компетенции, активности и самостоятельности в познании и общении с людьми с сохранным и нарушенным слухом, в разных видах деятельности, сохранение и укрепление здоровья слабослышащих и позднооглохших обучающихся. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся разработана и утверждена МБОУ «СШ № 17», осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей и с учетом адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. На основе адаптированной основной образовательной программы разработана специальная индивидуальная программа развития, учитывающая общие и специфические образовательные потребности каждого обучающегося. АООП ООО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся могут быть эффективны и для глухих детей, которые к моменту поступления в школу уже владеют фразовой речью и воспринимают на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами хорошо знакомый речевой материал. Федеральный государственный образовательный стандарт для слабослышащих и позднооглохших обучающихся и АООП ООО «СШ № 17» учитывают современные тенденции в изменении состава этой группы детей. |
|
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра направлена на овладение обучающимися учебной деятельностью и формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. АООП ООО для обучающихся с РАС разработана и утверждена МБОУ «СШ№17» г. Норильска Красноярского края, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с РАС на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с РАС. Цель реализации программы - развитие у обучающегося жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения, расширение жизненного опыта, социальных контактов с детьми и взрослыми. Обязательным является организация и расширение повседневных социальных контактов, включение специальных курсов коррекционно-развивающего направления, особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы и коммуникативного поведения, формированию жизненной компетенции, а также применение как общих, так и специальных методов и приемов обучения. |